|
|
Глава I
Вы часто слышите от лошадников разговоры об «искусственном» в противовес «натуральному», утверждения, что необходимо по возможности отказываться от «искусственных» методов, так как они потенциально жестоки и неприятны. Если это правда, и мы должны отказаться от использования всего, что не естественно для лошади, тогда нужно понять разницу между «искусственным» и «натуральным». Когда я была на курсах тренеров, один из вопросов в тесте звучал так: «Естественна ли для лошади езда верхом?». Правильный ответ на это был «Нет». Для лошадей естественно все то, что является естественным для зебр – одних из немногих «лошадей», кто продолжает вести естественный образ жизни, они живут стадами на лугах с доступной круглой год едой и частенько оказываются обедом для львов. Кстати, первые отношения человека и лошади были связаны с едой: сначала люди рассматривали лошадь только как вероятную еду. Однажды лошадей все же одомашнили, вывели разные породы со специфическими характеристиками, превратившиеся впоследствии в скаковых лошадей, тяжеловозов или пони. Но, тем не менее, они все еще остаются теми же животными, чье естественное состояние – быть свободными в прериях. Итак, как и во всех отношениях с окружающим миром, тут мы должны найти компромисс. Нам приходится делать некоторые неестественные для лошадей вещи, чтобы оправдать их содержание. Мы держим их в конюшнях, отделяем их от детей и друзей в денниках и загонах, мы кастрируем жеребцов, не даем кобылам размножаться и воспитывать жеребят, мы кормим их едой, которую они не найдут в таких количествах в природе. В конце концов, мы надеваем им на ноги подковы, чтобы защитить их копыта от неестественного для лошадей грунта, по которому мы же их и водим. Прежде чем мы начали делать что-то настолько неестественное, как езда, мы уже сделали предостаточно искусственных вещей с лошадьми, когда приспосабливали их к нашим нуждам. Но в большинстве случаев у нас просто не было выбора. Если вы, к примеру, живете в пригороде большого города, вам будет довольно сложно отпустить лошадь в стадо, чтобы она жила в естественной для нее среде… в саду соседа! И то же самое можно сказать и обо всем остальном. Когда люди начинают различать натуральное и искусственное, они видят это и в приспособлениях для управления и общения с лошадью, скажем так в средствах. (Заметка: эти средства должны помогать лошади выполнять то, что вы от нее требуете). Естественным средствами, например, можно назвать все, что относится к телу человека – руки, ноги, вес… также как естественное средство рассматривается и голос. Все остальное - искусственные средства: железо и все, что работает со ртом лошади или областью носа, хлысты, шпоры, мартингалы, путы, скользящие поводья и, вероятно, еще многие вещи, о которых я забыла. Есть такие люди, кто может натренировать лошадь ходить без всяких приспособлений на голове и держать ее под контролем в любых ситуациях. Нет вопросов о том, что это наиболее желаемый способ общения с лошадью. Но встает другой вопрос о практической езде без уздечки для большинства людей, которые ограничены во времени и возможностях. Кроме тех тренеров, каждый, кто ездит на лошади, использует как минимум одно искусственное средство – железо или подобное приспособление. Давайте рассмотрим искусственное приспособление – седло. Некоторые могут подумать, что каждый должен научиться и всегда ездить на лошади без седла, как древние греки, потому что седло неестественно. Но на самом деле для лошади гораздо тяжелее, когда на ней долгое время ездят без седла. Седалищные кости человека не могут распределить вес человека по большой площади. Итак, вес всадника сконцентрирован в двух небольших местах на спине лошади, которые быстро устают. Теперь посмотрим на правильно сделанное, подобранное и одетое седло. Оно распределяет вес всадника равномерно и по большей площади на спине лошади, и даже еще больше, когда всадник опирается на стремена. Итак, от случая к случаю можно ездить без седла – это прекрасный способ по-настоящему почувствовать лошадь и ее движения. Но в остальных случаях такое «искусственное» средство как седло больше помогает лошади. Хлыст – другое искусственное средство, и к тому же наиболее спорное из всех. Иногда движение начинается от прикосновения хлыста. Хлыст, конечно, самое распространенное средство, которым часто наказывают лошадь. Но если взглянуть на это с другой стороны, не хлыст бьет лошадь, а человек. Хлыст позволяет лошади лучше понять команду всадника, который, в свою очередь, должен научиться правильно его использовать. Для новичка использование ног, чтобы заставить лошадь двигаться не всегда приемлемо, так как он при этом напряжен и может потерять равновесие, чем еще больше запутает лошадь. В то же время начинающий всадник может выслать лошадь вперед одним лишь легким прикосновением хлыста, не напрягаясь и сохраняя правильную посадку и равновесие. Также можно легко научить лошадь тому, что хлыст это средства общения, а не устрашения. Конечно, если до этого лошадь никогда не сталкивалась с хлыстом как с наказанием. Если же лошадь наказывали хлыстом, то обучить этому ее все равно можно, но на это потребуется больше времени и опыта. Не вдаваясь в подробности, я думаю, можно сказать, что из-за того, что верховая езда сама по себе искусственна и неестественна для лошади, использование искусственных средств может быть оправдано. Это не всегда плохо и не говорит о неправильном обучении. Смысл в том, как использовать эти искусственные средства. Помогают ли они в обучении лошади понимать, что от нее хочет всадник или нет. Приспособления и методы, которые причиняют боль (не важно – физическую или психологическую), не должны использоваться людьми, которые заботятся о своей лошади. Однако нельзя осуждать и не применять те искусственные вещи, правильное использование которых облегчает тренировки и жизнь лошади. Обучение жеребенка
В жизни каждого жеребенка наступает момент, когда мы решаем, что он достаточно подрос для того, чтобы начинать его обучение. Одним из первых шагов является приучение к недоуздку. Одев на жеребенка недоуздок, мы получаем возможность начать работу по оповаживанию и подготавливаем молодую лошадь к более сложному и серьезному этапу обучения – работе на корде, а в дальнейшем, и к взнуздыванию. Поэтому процесс приучения должен произойти безболезненно, чтобы, став взрослой, лошадь спокойно реагировала на манипуляции возле ее головы.
Я могу поделиться своим опытом работы с Фалерно, годовалым и диковатым от природы жеребчиком, которого я приучаю к работе с человеком практически, с нуля. Знакомство с недоуздком я решила провести на третий день нашего общения. До этого было достигнуто некоторое узнавание меня – по запаху, по голосу, по внешнему виду; кстати, по-моему, неплохое наблюдение: лошади очень сильно пугаются и нервничают, если заходить к ним в разных нарядах. Подслеповатость от природы, другие запахи (все же разная наша одежда сохраняет и разные запахи!) мешают быстрому узнаванию. По крайней мере, на первых порах, в работе с молодой лошадью лучше, если вы будете использовать что-то вроде постоянной униформы для ваших совместных занятий. Кроме того, за эти два предшествующих дня я постаралась познакомить жеребчика с движениями моих рук возле его головы: лоб, ганаши, уши (если позволяет, т.к. не со всеми лошадьми можно это предпринимать!), затылок, шея. Тут уже все зависит от степени природного доверия лошади, и надо действовать по обстоятельствам. Но, несомненно, что прежде, чем знакомить вашу молодую лошадь с недоуздком, она должна узнать ваши руки и их движение возле своей головы. Итак, как только я решила, что можно попробовать, я запаслась лакомством (морковь), взяла недоуздок (без повода!) и, повесив его себе на плечо, вошла в загон к Фалерно. После обычных приветствий и угощений морковкой, я показала ему недоуздок – вещь в его маленькой жизни абсолютно новую и незнакомую. Как и большинство любознательных детей, Фалерно, осторожно понюхав сей предмет, потащил его в рот, т.е. стал пробовать на зуб. Я терпеливо стояла и наблюдала за этим процессом, только тихо и спокойно разговаривала с жеребчиком, давая понять, что это не страшно и неопасно. Потом я взяла в одну руку морковку, а другой осторожно нацепила недоуздок на храп, примерно, чуть повыше ноздрей…Осторожно рукой же зафиксировала положение недоуздка под подбородком. И тут же поощрила Фалерно: получилось, что морковку он получил, просунув нос в недоуздок! При этом ремень, застегивающийся на затылке, был у меня в руке, я крепко его держала, чтобы его движения не испугали жеребенка. (На этом этапе ничего не должно случайно падать из ваших рук, касаться морды и чувствительных мест типа глаз, ушей и прочего! Один раз вы подойдете к решению этого важного, хотя и несложного вопроса небрежно – и потом придется долго доказывать жеребенку и – не дай Бог! – взрослой лошади, что не стоит постоянно задирать голову, когда вы чем-то касаетесь ее головы.) И так я повторяла по нескольку раз: одела на нос, похвалила, сняла. Затем наступил черед следующего этапа: застегивания затылочного ремня. Это оказалось посложнее – движение-то совершается очень близко от глаз: вспомните себя, если мимо вашего носа или глаз летала оса или пчела! Они казались, по меньшей мере, очень страшными чудовищами, летая в непосредственной близости от вашего носа. Видимо, нечто похожее испытывает лошадь, когда впервые мимо ее глаз что-то проползает и протягивается в непосредственном контакте с мордой, к тому же. Как мы это преодолели? Не одевая недоуздок на храп, я очень медленными движениями приблизила затылочный ремень к правому ганашу Фалерно, как бы погладила его этим ремнем. Угостила морковкой. Опять погладила. Опять угостила. Потом задача усложнилась: движения ремня продолжились до самого затылка – опять постепенно, очень медленно, спокойно. И опять хвалила за каждую его удачную реакцию, т.е. спокойное стояние на месте в момент проведения ремня по ганашу вверх и постепенным заведением его за затылок. Естественно, что ничего нигде не застегивалось и не фиксировалось, а сам Фалерно находился в абсолютно свободном состоянии и мог при случае благополучно убежать. Ну, а после осталось собрать воедино все выученные этапы: спокойно поднести недоуздок к храпу, медленно надеть его, медленно же завести затылочный ремень и какое-то время, не застегивая (я держала концы ремня в своей руке), дать привыкнуть к некоторому давлению недоуздка на затылок и на храп одновременно. Естественно, не забыла похвалить – теперь уже после того, как все этапы были пройдены за один раз, повторить снова и снова. Наконец, застегнула недоуздок! Это тоже надо делать аккуратно и неспеша. И на первых порах лучше, если застегивать так, чтобы не пришлось долго возиться потом с расстегиванием: часто может оказаться, что одеть недоуздок – это еще далеко не все, главное, потом его снять с головы жеребенка! Весь процесс от знакомства с недоуздком до его полного одевания занял у нас минут 10-15, не больше. Но хочу сказать, что это индивидуальный результат: в случае вашего жеребенка все может оказаться намного проще или же, наоборот, сложнее. Все зависит и от возраста приучения жеребенка, и от его темперамента, и самое важное, от вашего терпения и спокойствия. Первый раз я оставила жеребенка в недоуздке на 20-25 минут и под моим присмотром. Снять недоуздок мне пришлось одной рукой: просто быстро расстегнуть ремень и, держа весь недоуздок в руках (чтоб не падал резко с головы! – помните, что для жеребенка такое движение означает стресс), аккуратно снять его полностью. Второй-третий дни обучения прошли, приблизительно, так же: любое сопротивление устранялось терпением и мягкой настойчивостью и медленными моими движениями. Ну, а потом все вошло в нормальную рабочую колею. Теперь, завидев меня с недоуздком, Фалерно сам подходит ко мне, охотно и быстро просовывает голову в недоуздок (как я всегда говорю: ныряет в него!), и мы начинаем с ним наши уроки по оповаживанию. Снимаем и одеваем недоуздок мы с ним абсолютно спокойно и уже давно безо всякого пищевого подкрепления, просто под мой спокойный и дружелюбный тон. Как только вы одели недоуздок на жеребенка, значит, вы подготовили его к следующему важному шагу в его жизни – оповаживанию. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|